Как не нарушить российский закон пилоту дрона?

Развитие правовой базы для владельцев и операторов беспилотных систем - общемировой тренд, и Россия в нем не является каким-либо исключением. Хотя в каждой стране законодательство и другая нормативная база имеют свою национальную специфику, в целом можно проследить ряд общих черт в формировании законодательных рамок для эксплуатации дронов и других типов беспилотных воздушных аппаратов.

Кирилло-Белозерский монастырь - Съемка с DJI Mavic Pro

Прежде всего, национальное законодательство учитывает не только уже имеющуюся базу в виде законов о гражданской авиации, но и международные соглашения и конвенции, прямо и косвенно относящиеся к регулированию движения в воздушном пространстве. В нашей стране к базовому законодательству относятся “Воздушный кодекс” от 1997 года и Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года. На их основе в марте 2010 года правительство разработало и приняло “Федеральные правила использования воздушного пространства”. Нормы, прописанные в этом документе, касаются вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации различными типами летательных аппаратов, включая беспилотники. Также в “Правилах” отражены вопросы взаимодействия владельцев летательных аппаратов в различными ведомствами, которые имеют прямое или косвенное отношение к эксплуатации воздушных судов и выдаче разрешений на полеты.

Согласно прописанным в “Правилах” нормам все детали получения разрешений на полеты беспилотной авиации должны обсуждаться владельцами дронов с представителями центра Единой системы организации воздушного движения, или сокращенно ЕС ОрВД. Поскольку эта организация имеет региональные структуры, то владельцам беспилотников можно обращаться за разрешениями на полеты в те подразделения, которые компетентны на определенной территории (региональные и зональные центры ЕС ОрВД). Заявку можно подать по электронной почте или по телефону.

Однако в данной системе есть ряд тонкостей, которые следует учитывать тем, кто планирует полеты над населенными пунктами. Пункт 49 “Правил” определяет полномочия муниципалитетов и других управляющих структур (например, соответствующих административных органов городов федерального значения) в сфере выдачи разрешений на полеты и посадку на территории таких муниципальных образований. Подобная практика имеет место не только в России, но и во многих других странах. Так, например, практически во всех столичных городах и населенных пунктах или районах с важными государственными объектами или ценными историческими памятниками существуют довольно жесткие правила, которые по большей части вообще запрещают запуск и управление беспилотником, не говоря уже о воздушной съемке.

Этот факт отсылает нас к другому важному положению, зафиксированному в Пункте 52 “Правил”, касающемуся временного и местного режимов для полетов в воздушном пространстве. Как правило, оба они связаны с определенными ограничениями на выдачу разрешений или даже полный запрет выполнения полетов беспилотной авиацией частных лиц и организаций в определенных районах. Детали и функционирование двух режимов прописаны не только в “Федеральных правилах”. Правила, скорее, дают общее определение и формируют рамки функционирования местного режима и режима кратковременных ограничений. Более подробно алгоритм действий уполномоченных органов и пилотов в таких ситуация прописан в приказах Минтранса РФ.

За объявление местного режима отвечает соответствующее региональное подразделение центра ЕС ОрВД. В этом случае запрещаются или ограничиваются полеты в воздушном пространстве определенной зоны, входящей в компетенцию ЕС ОрВД. Кратковременные ограничения, также подразумевающие запрещение или ограничение полетов в определенной зоне, как правило, вводятся в том случае, если в той же зоне, где пилот частного дрона хотел бы управлять своим летательным аппаратом, проводятся важные мероприятия, связанные с общественной или национальной безопасностью. Конкретные требования к участникам воздушного движения в таких случаях прописаны в Приказе №171 от 27 июня 2011 года.

Часть карты Крыма с нанесенными запретными зонами для полетов беспилотников

Поводом к введению ограничений на полеты или полного запрета могут стать возникшие в конкретном районе условия чрезвычайной ситуации, военные учения или антитеррористическая операция. Поскольку довольно часто в таких случаях используется авиация, включая ведомственные беспилотные средства, то ответственный региональный или зональный центр ЕС ОрВД обязан в соответствии с законом и нормативными актами, упомянутыми выше, предпринять ограничительные меры.

Алгоритм таких действий уже хорошо отработан на практике, поэтому пока каких-либо аварийных и иных опасных ситуаций для частных дронов не возникало. Обычно, если поводом становится планируемая операция (мониторинг потенциальных пожаров или иные схожие действия), то МЧС или иной заинтересованный орган власти или силовое ведомство за несколько суток до начала мероприятия подают специальное представление, согласно которому центр ЕС ОрВД ограничивает на короткое время использование соответствующей зоны воздушного пространства. В таких случаях частные дроны обычно должны облетать такую зону в радиусе до 2 км, а сама зона закрывается для полетов “частников” и сторонних организаций. Бывают случаи и совершенно иного свойства, когда возникает опасная, экстренная ситуация, предусмотреть которую заранее было невозможно. Однако пока и в таких случаях неприятностей в запретных зонах для полетов удавалось избежать.

Другим, более “жестким” случаем ограничений на полеты служит решение федеральных и местных органов власти, полностью запрещающее полеты над определенными зонами: важными государственными объектами (правительственными зданиями, критически важными и опасными промышленными зонами, военными объектами, объектами исторического наследия). Хотя программное обеспечение современных дронов DJI уже заранее содержит информацию о запретных зонах и тем самым ограничивает пилота в его “самодеятельности”, иногда случаются инциденты, в результате которых владелец лишается своего летательного аппарата и подвергается наказанию административного или уголовного характера (в зависимости от тяжести деяния). Подобные случаи регулируются Пунктом 29 “Правил” и нормами Приказа Минтранса №451 от 17 декабря 2018 года.

Дополняют эти нормы требования Пункта 34 “Правил” и Приказа №452, принятого в тот же день, что и Приказ №451. Согласно им, если в зоне предполагаемой частной полетной миссии будут проводиться научные исследования в атмосфере, выполняться стрельбы военных или же проводиться работы с взрывоопасными веществами, боеприпасами, то в таком случае полеты частников могут быть запрещены. Если же вам очень нужно использовать свой дрон для воздушной съемки именно в этом районе, то, согласно Пункту 40 “Правил”, разрешение нужно получать у той организации или лица, от имени которой был введен запрет или ограничения на полеты. Не стоит думать, что описанная выше правовая практика свойственна только российским реалиям. Схожие, а порой даже и более жесткие, меры предпринимаются властями многих стран во всех схожих обстоятельствах.

Карта Европейской части России с запретными для полетов зонами

Сегодня беспилотники часто стали использовать для своих целей самые разные организации и лица. Строительные компании, геологоразведочные структуры, археологические организации и сообщества и другие подобные организации стремятся установить на свои дроны (если они есть в парке техники) различное профессиональное оборудование для выполнения работ по картографированию, дистанционному зондированию, воздушной съемке и т.п. Если у вас именно такие цели использования беспилотника, то необходимо также следовать нормам и правилам, установленным в октябре 2017 года Минтрансом РФ. Они предписывают соответствие сертификационным требованиям на выполнение авиационных работ. И ваши задачи как раз подпадают под данный ведомственный нормативный документ.

Разумеется, наличие столь суровых правил и требований, как это часто бывает не только в нашей стране, не влечет за собой их строгое соблюдение различными частными лицами и организациями. Некоторые нарушают закон по незнанию, некоторые в надежде избежать наказания (что довольно часто и происходит), а третьи сознательно раз за разом идут на конфликт с законом. Причем статистика говорит, что число таких нарушений растет и по отчетам компетентных органов за 2016 - 2018 годы количество происшествий выросло без малого в три раза. И это только те случаи, которые попали в поле внимания правоохранительных органов. А поскольку опасные прецеденты с реальной угрозой жизни людей уже были (по крайней мере, в Великобритании и США), то принятие еще более жестких мер вплоть до уголовной ответственности для пилотов (владельцев) беспилотников выглядит оправданным шагом.

В этом ключе следует рассматривать планирующиеся поправки в законодательство в рамках проекта № 636681-7, вынесенного на обсуждение в Государственной Думе. Предварительный анализ содержания поправок говорит о том, что такие силовые ведомства, как ФСБ, ФСО, МВД (полиция) и Российская гвардия получат более широкие полномочия на введение ограничительных мер. То есть, если в ранее принятых законах о деятельности упомянутых силовых ведомств речь шла о праве силовиков закрывать доступ к определенным объектам, а также ограничение на транспортное сообщение и передвижение людей в определенных зонах (из-за антитеррористических операций, учений или пребывания важных государственных персон), то теперь данные ведомства получат право на введение ограничений в воздушном пространстве, чего ранее не было.

Кроме того, если силовые ведомства вынуждены будут сбивать летательные аппараты или конфисковывать их у нарушителей, то теперь последние не смогут обратиться с иском в суд на действия ФСБ, полиции или других правоохранительных органов. Поправки также, как считают эксперты в области права, позволят закрыть ряд “пробелов” в законодательстве из-за нечеткости формулировок по учету беспилотных летательных аппаратов. Последнее обстоятельство часто становится причиной безрезультатности поиска виновных по административным или уголовным статьям за нарушение правил полетов дронов в запретных зонах. Хотя КоАП и Уголовный кодекс содержат соответствующие статьи о наказании, однако из-за недоработки правительства и ряда других государственных органов привлечь виновных к ответственности удается далеко не всегда.

Комментарии
Пока нет комментариев.
Написать комментарий
0
0
0